Академик Фролов Иван Тимофеевич

XX чтения (2020)

Программа конференции

Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы

(XX Фроловские чтения)

Конечно, сегодня новая реальность заставляет по-новому

 оценить многое из того, что утверждалось ранее

 в неоправданно категорической форме. Это относится

к философским вопросам перспектив человека

 и человечества в условиях глобальных проблем и угроз.

И.Т. Фролов. К постижению человека разумного и гуманного

Открытие конференции – акад. РАН А.В. Смирнов

Презентация книг – д.ф.н. О.В. Попова, д.ф.н. С.Н. Корсаков

 «Человек в глобальном мире: риски и перспективы». М. 2020

«Философские беседы с академиком И.Т. Фроловым». М. 2020

И.Т. Фролов «О человеке и гуманизме. Работы разных лет». М. 2020

Модераторы д.ф.н. О.В. Попова, д.ф.н. П.Д. Тищенко

Акад. РАН В.А. Лекторский – Человек как сумма технологий.

Чл.-корр. РАН Р.С. Гринберг – Обновление экономического устройства мира: шансы и риски.

Чл.-корр. РАН В.И. Данилов-Данильян – Ответ экосистем на глобальные антропогенные вызовы.

Чл.-корр. РАН П.М. Чумаков – Последствия и уроки короновирусной пандемии.

Д.ф.н. И.Ф. Кефели – Человек и асфатроника.

Д.физ.-мат. н. Г.Г. Малинецкий – Новая реальность, биологический вызов и императив Фролова.

Модераторы к.ф.н. Р.Р. Белялетдинов, А.В. Антипов

Акад. РАН А.А. Гусейнов – Человек и его ответственность перед будущим.

Проф. П. Плат, проф. Э.-К. Хасс (ФРГ)  – Структурные аспекты корона-кризиса – стабильность по-разному связанных между собой систем.

Проф. Го Лишуан (КНР) – Путь современного человека от рабства к свободе: новая гуманитарная идея И.Т. Фролова.

Чл.-корр. РАН О.В. Гаман-Голутвина – Политическая рефлексия глобальных вызовов: система против антисистемности.

Проф. Г. Херц (ФРГ) – Критерии экспериментов на человеке.

Д.ф.н. О.В. Попова – Этические проблемы редактирования генома человека.

Д.псих.н. А.Ш. Тхостов – «Маленький» человек в условиях глобальной реальности.

Д. псих.н. Т.А. Нестик – Долгосрочная ориентация и оптимизм в условиях глобальных рисков.

Д.ф.н. Л.А. Булавка – Человек между солидарностью и конкуренцией: пандемия как вызов.

Д.ф.н. Ю.В. Хен — Биофилософия — «новый синтез» наук о человеке.

Д.мед.н. В.Л. Ижевская – Генетические технологии в клинической практике: этические вызовы.

Д.ф.н. Е. Гнатик – Мир в эпоху глобального дисбаланса: новые риски, ограничения и возможности.

Д.ф.н. С.Н. Корсаков, М.И. Фролова — Комплексный подход академика И.Т. Фролова к этике и антропологии рисков.

Д.мед.н. Л.Ф. Курило, к.б.н. С.Ш. Хаят – Проблема статуса эмбриона человека в эмбриологии и генетике.

Модераторы д.ф.н. Ф.Г. Майленова, к.ф.н. Е.И. Ярославцева

Д.экон.н. А.В. Бузгалин – Lupus versus virus (жизнь и смерть в условиях Пандемии. Социофилософские размышления на фоне музыки Шнитке «Пять этюдов на картины Босха).

Д.ф.н. Ф.Г. Майленова – Пандемия как катализатор трансформации эгоизма.

Д.ф.н. В.П. Веряскина – Трансформация человека XXI века в контексте биотехнологий: амбивалентность ответа на глобальные вызовы.

Д.ф.н. П.Д. Тищенко – Глобальные биотехнологические вызовы и понятие человеческой ситуации Х.Арендт.

К.ф.н. И.Р. Камалиева — Экзистенциально-философские аспекты доверия к врачу в современной медицине.

Проф. Ёити Фудзии (Япония) – Биополитика и война.

Д.ф.н. И.А. Бирич – Образование в эпицентре антропологического вызова: где делают «новых людей»?

К.м.н. М.А. Пронин, к.тех.н. О.Н. Раев – Технологии виртуальной реальности человеку: новые возможности и новая ответственность.

К.ф.н. Р.Р. Белялетдинов — В поисках нового понимания субъекта: биотехнологии и кризис рациональной модели автономии.

К.ф.н. Е.И. Ярославцева – Риски «умного» аутопоэзиса человека.

М.И. ФРОЛОВА

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

ФРОЛОВА Мария Ивановна – научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН.

mariafrolova1@yandex.ru

Аннотация. В статье освещается работа Международной научной конференции, прошедшей в Институте философии РАН в ноябре 2020 г. в рамках Чтений памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999). Конференция была посвящена глобальным изменениям социально-антропологической реальности, связанным с применением новейших биотехнологий и последствиями коронавирусной пандемии в современном мире. В ходе конференции обсуждались вопросы взаимодействия человека и технологий, обновление экономического устройства мира в условиях биотехнологической стадии НТР, антропогенные вызовы глобальной экосистеме, последствия и уроки короновирусной пандемии, биоэтические проблемы экспериментов на человеке и редактирования генома человека, этические вызовы генетических технологий в клинической практике, проблемы статуса эмбриона человека в эмбриологии и генетике, состояние мира в эпоху глобального дисбаланса, ответственность современного человека перед будущим планеты и рода человеческого.В ходе конференции прошла презентация трех новых книг. «Философские беседы с академиком И.Т. Фроловым» включают в себя стенограммы телепередач цикла «Философские беседы», который академик И.Т. Фролов вел на Центральном телевидении в 1986-1990 гг. Проект «Философские беседы» вызвал большой резонанс в средствах массовой информации и получил признание не только философского сообщества, но и широкой общественности. Вторым изданием вышла монография И.Т. Фролова «О человеке и гуманизме». Эта книга в свое время стала своеобразной энциклопедией человековедения и в концентрированном виде содержит основные результаты советской философии человека 1960-1990-х гг. В книге «Человек в глобальном мире: риски и перспективы», подготовленной по итогам XIXФроловских чтений, человек и его будущее мыслятся как главная глобальная проблема. Рассмотрены научная суть, этические основания и глобальные последствия применения новейших НБИКС-технологий, и то, как коллизии глобального экономического, экологического, геополитического кризисов влияют на повседневную жизнь каждого человека.

Ключевые слова: новая реальность, COVID-19, биоэтика, глобальные проблемы, философская антропология, И.Т. Фролов.

В ноябре 2020 г. в Институте философии РАН прошли XXЧтения памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999. В рамках Фроловских чтений, проходящих ежегодно уже в течение двадцати лет. обсуждаются философские, социальные, научные и этические проблемы разработки и применения новейших технологий. Основной акцент делается при этом на те возможности и те риски, которые эти технологии открывают для человека, как в плане освоения окружающей природы, так и в отношении «улучшения» своей собственной природы. Тема нынешних юбилейных XXФроловских чтений: «Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы». Участники конференции подчеркнули актуальность идей, которые И.Т. Фролов высказал в 1970-е – 1990-е гг. В процессе подготовки XXФроловских чтений Группа по изучению наследия И.Т. Фролова Института философии РАН обнаружила в архиве работы философа, которые предвосхищают современную мировую ситуацию в эпоху коронавирусной пандемии. В качестве эпиграфа конференции были вынесены слова из лекции И.Т. Фролова на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве в 1993 г.: «Конечно, сегодня новая реальность заставляет по-новому оценить многое из того, что утверждалось ранее в неоправданно категорической форме. Это относится к философским вопросам перспектив человека и человечества в условиях глобальных проблем и угроз» [1, с. 541]. Фактически, философ несколькими словами определил переломную суть нашего времени: наступление новой реальностив условиях глобальных проблем и угроз для человека и человечества. Этим словам почти тридцать лет, но очевидно, что они в еще большей степени относятся к следующим десятилетиям XXIвека. Человечество вступает в новую эпоху цифровизации и биотехнологий, когда сложнейшие связи социальных, научных и технологических процессов коренным образом изменят повседневность жизни людей. Мы должны быть готовы встретить перемены. Важно, в какой мере процессы развития науки и техники подконтрольны обществу. Общество вправе знать о возможных опасностях не постфактум, а заранее, — говорил И.Т. Фролов [1, с. 46], — и именно в своевременном осмыслении проблем и информировании общества состоит долг ученых. Вокруг этих тем и строилась дискуссия на конференции.

XXФроловские чтения открыл акад. А.В. Смирнов. Он подчеркнул, что главная заслуга И.Т. Фролова состоит в выдвижении на первый план комплексного подхода к изучению человека. В Новое время человек переместился в центр картины мира, но оказался разъят на отдельные аспекты, изучаемые теми или иными частными науками. Насущной стала необходимость целостного видения человека. В особенности сейчас, когда человек стал объектом воздействия как биотехнологий, так и социальных технологий. При этом ведущим трендом философии за последний век стала утрата человека. Аналитическая философия просто потеряла антропологическую проблематику. Ее антипод в диапазоне философских позиций – постмодернизм, провозгласил «смерть человека». Философия сосредоточилась на «теле», превратив человека в философского зомби. Сегодня философия должна вспомнить о своем долге перед человечеством и не бежать за когнитивными науками и нейронауками, подстраиваясь к ним, а выполнить собственную задачу и вернуть человека в пространство мысли как синтетическое, синергийное существо.

Выступивший затем акад. В.А. Лекторскийсказал, что хотя Ивана Тимофеевича Фролова нет с нами уже более двадцати лет, но проблемы, которые он ставил и обсуждал еще в те годы, стали сейчас актуальнее, чем были тогда. Мы вступили сейчас в «новую реальность», о которой тогда писал И.Т. Фролов, и эта новая реальность заставляет нас иначе понимать многие вещи и снова задуматься о перспективах человека и человечества. Пандемия коронавируса вновь выводит на вопрос о путях, которыми идет человечество. Правильны ли они, не следует ли их переосмыслить? Мы вступили в мир технологий, они окружают нас, и любую проблему принято разрешать применением технологий. При этом технологии искусственного интеллекта начинают выходить за границы понимания создавшего их человека. Результаты нашего воздействие на такие системы предсказать точно невозможно, что усиливает неопределенность в мире. Развиваются технологии, для которых человек стал объектом изменения и «улучшения». Поэтому исходными становятся не технологические, а смысловые и культурные вопросы: что мы можем считать «улучшением» для человека?

Чл.-корр. РАН Р.С. Гринбергобратил внимание на рост неопределенности в современном мире. Обострение глобальных проблем вызывает сомнения в способности рыночного общества с ними справляться. Становится ясно, что в центре экономических исследований должен быть человек, хотя пока доминирует фетишизация количественных показателей. Поэтому философия имеет практическое значение для науки. Автор считает идеологию нового мышления, связанную с именем М.С. Горбачева, попыткой глобального очеловечивания человеческого общества. Это был упущенный шанс создать мир без взаимных угроз и решить глобальные проблемы.

Чл.-корр. РАН В.И. Данилов-Данильянрассказал об обострении экологических проблем. Вмешательство человека становится глобальным вызовом экосистеме. Способность биосферы к авторегуляции в условиях роста антропогенных вмешательств снижается, а реакция ее становится труднопрогнозируемой.Проанализированы научно-методологические причины, в силу которых изменение климата как одна из глобальных проблем остро дискутируется более двух десятилетий. Показано, что при изучении проблемы неизбежно остаются значительные зоны неопределённости в принятии решений, касающихся как самих исследований, так и рекомендаций по климатической политике, что встречает неприятие с точки зрения классической науки. Разрешение подобных противоречий возможно только с позиций риск-ориентированного подхода, обосновывающего необходимость принятия климатозащитных мер.

Чл.-корр. РАН П.М. Чумаковпроанализировал последствия и уроки коронавирусной пандемии. Он остановился на конспирологических версиях искусственного происхождения COVID-19 как средства перезагрузки экономики после глобального кризиса. Подтвердив потенциальную возможность подобных сценариев, он отметил отсутствие достаточных доказательств в данном случае. Велика роль СМИ в степени реакции мировой общественности на пандемиюCOVID-19. Ведь сравнительно с другими заболеваниями степень смертности у него невысока. Введение локдауна, как показывает опыт, не стало фактором, существенно повлиявшим на рост смертности от COVID-19. Еще один урок нынешней пандемии в том, что крупные фармацевтические компании препятствуют использованию неподконтрольных им лечебных технологий в угоду своим коммерческим интересам. Пандемия, конечно же, меняет наш образ жизни, что имеет свои преимущества и недостатки, включая вымирание инфраструктуры мегаполисов, деградацию образования, цифровой контроль над личным пространством.

И.Ф. Кефеливысоко оценил вклад И.Т. Фролова в изучение актуальной глобальной проблематики, в частности в вопросы безопасности генно-инженерных исследований. По свидетельству И.Ф. Кефели, И.Т. Фролов сделал в середине 1970-х гг. несколько докладов в Институте философии АН СССР по итогам Асиломарской конференции, где выдвигалась идея моратория опасных генетических экспериментов. Вниманию участников конференции И.Ф. Кефели предложил понятие «асфатроники» для обозначения сферы исследований глобальной безопасности, классификацию глобальных рисков.

Г.Г. Малинецкийподчеркнул идею И.Т. Фролова о том, что человек должен стать в центр всей структуры науки при объединяющей роли философии, назвав ее «императивом Фролова». Реализация этой идеи требует разработки междисциплинарных методологий, самой успешной из которых докладчик считает синергетику. Главный вызов нынешней пандемии – не в сфере биотехнологий, а в изменении смыслов и ценностей, в понимании блага человека. Докладчик предположил, что почти повсеместный локдаун, введенный из-заCOVID-19, наводит на размышления о вторичности решений государственных властей по отношению к планам глав ТНК, контролирующих глобальную экономику. Путь человечества сегодня – в развитии межцивилизационного диалога и глобальной ответственности.

В докладе акад. А.А. Гусейновабыло проведено различие между объективным и экзистенциальным временем. Человек относится к своей жизни не как к объективной длительности, а как к событию во времени, растянувшемуся на хронологический промежуток, занятый его жизнью. В истории общества происходит то же смещение: персонаж прошлого может восприниматься нами как актуальная фигура вне зависимости от его хронологического размещения на ленте времени. Экзистенциальное настоящее втягивает в свою орбиту и возможные будущие события. При этом будущее выступает одновременно как продолжение тенденций настоящего и как шанс изменить эти тенденции. А.А. Гусейнов вспомнил высказывание Сенеки о том, что только время принадлежит нам вполне. Философия учит жить так, как будто каждый поступок человека может стать последним.

Профессор Фуданьского университета Го Лишуан(КНР) высоко оценила идеи нового гуманизма И.Т. Фролова. Современное человечество не может разумно распорядиться богатствами материально-технической цивилизации. Препятствием к тому стало отчуждение человека от природы и общества, истоки которого – в новоевропейской абсолютизации активности индивида. Кризис просветительской модели был зафиксирован уже франкфуртцами в известной «Диалектике просвещения». Необходим новый гуманизм, который выдвигает требование гармонии человека, общества и природы.

Чл.-корр. РАН О.В. Гаман-Голутвинанапомнила о пионерских работах И.Т. Фролова по глобальным проблемам. Их разрешение связано с выбором адекватной политической стратегии. Подобная стратегия должна учитывать сложное, нелинейное и многофакторное взаимодействие процессов современного мира. Ограниченность современной политической науки в том, что в центре ее внимания находится формально-юридическое измерение политического процесса, а вопросы методики преобладают над вопросами методологии. Методологический плюрализм политической науки не должен стать препятствием для выработки, говоря словами И.Т. Фролова, «глобальной мирной стратегии».

О.В. Поповаговорила об этических проблемах редактирования генома человека. Она напомнила о первой дискуссии о биотехнологических рисках на Асиломарской конференции 1975 г., об этическом сопровождении проекта «Геном человека». Благодаря усилиям И.Т. Фролова биоэтические исследования в нашей стране начали проводится синхронно с мировым фронтом этих исследований. Более того, И.Т. Фролов возглавил работу по формулированию основных этических принципов гуманитарной экспертизы биомедицинских проектов. В современных технологиях редактирования человека этические проблемы возникают как в отношении безопасности применения технологий, так и в философском плане, когда затрагивают вопросы идеалов, справедливости и равноправия. О.В. Попова обратила внимание на соответствующие ограничительные резолюции, принятые в 2015 г. Национальным институтом здоровья США и Комитетом по биоэтике Совета Европы. Современное состояние дискуссии иллюстрируется декларацией 18 известных ученых, опубликованной в 2019 г. в журнале «Nature». В ней содержится призыв ввести глобальный мораторий на использование технологий редактирования генома человека в клинической практике. Подобной же позиции придерживается Минздрав. Между тем, профессор РАН Д.В. Ребриков в интервью журналу «Science» отнес применение технологий редактирования генома в целях получения заранее заданных качеств индивидов не к ближайшему, но к обозримому будущему. Парадокс развития современной медицины состоит в углублении ее ориентации не столько на воссоздание нормы, сколько на проектирование человека.

А.Ш. Тхостовпоставил проблему психологического состояния «маленького» человека в условиях глобальной реальности. В информационном обществе сама локальность становится относительной. Поэтому понятие «маленького человека» претерпевает ревизию. Мир глобального «Макдональдса» создает дефицит индивидуальных различий. Размывание всяких социальных границ и снижение уровня разнообразия в глобальном обществе создает новую угрозу самоидентификации. В этом смысле опыт глобального проекта СССР успешно сочетал универсализацию и своеобразие. Продолжил психологическую тематику глобального дискурса Т.А. Нестик. Как возможен оптимизм в условиях глобальных рисков? Глобальные риски нестандартно влияют на психологическое самочувствие людей. Они не подтверждаются обыденным опытом, но при этом легко подрывают веру человека в свою способность влиять на будущее. Поэтому они существенно повышают коллективные тревожные состояния, накладываясь при этом на различия политических и идеологических предпочтений. Этому типажу частично соответствует эпидемиологическая угроза. Сокращение разнообразия контактов сказывается на психологическом самочувствии. Угроза невидима, она провоцирует страхи и ксенофобию, становится фактором доверия / недоверия властям и создает условия для ограничения прав и свобод граждан. Кризис доверия социальным институтам провоцирует социальный пессимизм и способствует снижению уровня демократичности обществ. В период кризиса горизонт планирования резко сокращается. При этом оптимизм в условиях пандемии может питаться противоположными источниками. Для одних это укрепление солидарности, для других – опора на собственные силы. Сопереживание поддерживает социальный оптимизм и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Этические уроки идей И.Т. Фролова в том, чтобы от алармизма и нагнетания страхов двигаться к гуманистическим ценностям и доверию.

Ю.В. Хеннапомнила об идеях «нового синтеза» наук о человеке, популярных в 1970-1980-е гг. в социобиологии. Идеи Э. Уилсона получили широкое распространение в разных дисциплинах, но именно в силу этого синтез не получился. Возникла необходимость в междисциплинарном знании о человеке. Комплексный подход И.Т. Фролова стал одним из путей решения этой задачи. В рамках этого подхода в нашей философской науке развивалась биофилософия, представленная работами Р.С. Карпинской и ее последователей. Отличительной особенностью новой философии биологии стал акцент на гуманистическую проблематику.

В.Л. Ижевскаяговорила о том, к каким этическим вызовам приводит применение генетических технологий в клинической практике. Генетические технологии применяются при доклиническом и дородовом тестировании, генетическом тестировании в онкологии, в фармагенетике и в геномном редактировании. Они открывают возможности раннего диагноза и, соответственно, раннего лечения, предотвращения развития заболеваний, а также раннее прерывание беременности или же необходимое сопровождение в случае генетически дефектного протекания беременности. При применении этих технологий важно соблюдать правовые и этические нормы. Недопустимо нарушение автономии и информированного выбора — оставлять ли плод с хромосомными аномалиями, — а также социальное неравенство в доступе к технологиям, дискриминация людей с ограниченными возможностями. Сегодня подходы к определению целей редактирования генома эволюционируют в сторону повышения устойчивости к ВИЧ и иным инфекциям: на полпути от задач корректировки к задачам улучшения. В этих условиях особую актуальность приобретают мысли И.Т. Фролова о том, что излишняя торопливость в попытках «фабрикации человека» может принести человеку не улучшение, а новые беды, ибо пока что природа человека недостаточно познана для столь радикального вмешательства. Здесь непоправимый вред может принести не только злой умысел, но и невежество, основывающееся якобы на науке, а потому крайне опасное.

Е.Н. Гнатикостро поставила проблему глобального дисбаланса в условиях новых рисков, ограничений и возможностей. Современная парадигма развития, как об этом предупреждал в свое время И.Т. Фролов, абсолютизирует технократическое измерение цивилизации. Создается новая реальность: нано- и биотехнологизированная среда может неузнаваемо изменить привычный способ бытия. Поэтому нет ничего удивительного в техногенной природе вирусных пандемий, которые становятся возможными в условиях технократической производственной гонки и связанным с нею ослаблением контроля над проведением исследований. Ответственность за ситуацию несут элиты государств, которые начали разрушать свою экономику. Вместе с тем, пандемияCOVID-19 способствует развитию НБИКС-технологий. Население государств разобщено и находится во власти цифровых технологий. Личность утрачивает способность творить свой персональный мир. Решения принимаются без учета мнения ученых, и во многом определяются теми, кто контролирует информационные потоки. Поведение масс людей как в Средневековье попало в тревожный плен эсхатологических ожиданий. Складывается благоприятная ситуация для постепенного ограничения гражданских прав, ввода в строй информационных систем слежения. Мир попал в ситуацию неопределенности тенденций дальнейшего развития. Очевидно, что пандемия коронавируса – глобальная проблема, требующая комплексного подхода, включающего научный, социальный, экономический, психологический, этический и другие аспекты.

В докладе Л.Ф. Курилои С.Ш. Хаятбыла рассмотрена проблема статуса эмбриона человека в эмбриологии и генетике. Мы являемся свидетелями стремительного прогресса биомедицинских технологий, который неизбежно сопровождается возникновением все новых этических и правовых вопросов. К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий рождены более 8 миллионов детей. Возникает этическая и правовая проблема статуса эмбриона человека: когда он становится Human being? С момента зачатия? На стадии зиготы? Как преэмбрион? В начале функционирования нервной системы? В начале сердцебиения? Либо, наконец, когда после семи месяцев у него развивается способность жить изолировано вне тела матери? Согласно Конвенции Совета Европы создание эмбрионов в исследовательских целях запрещено. Допустимо использование эмбрионов человека для проведения фундаментальных исследований не позднее 14-го дня их развития: лечение бесплодия, глубокое замораживание в целях программы экстракорпорального оплодотворения или для технологий стволовых клеток. Спектр нарушений развития плода, подлежащих внутриутробной коррекции с каждым годом расширяется. Но статус эмбриона по-прежнему не определен.

Л.А. Булавкаобратила внимание на то, что человеческий вызов пандемии — это выбор между солидарностью и конкуренцией. Информационные технологии не изменили основной сути капиталистических производственных отношений: превращения человека в функцию. Результатом становится деиндивидуализация, несовместимая с творчеством. Массовый человек перестает ориентироваться на культурные и духовные ценности. Противоядием может стать культивирование отношений социальной солидарности. Продолжил тему А.В. Бузгалин. В каждом из измерений своего существования (семейном, микро-социальном, региональном, глобальном), человек совершает выбор либо в пользу конкуренции и эгоизма, любо в пользу солидарности. Пандемия обострила социальное неравенство: у людей нет денег на лечение, и негде из взять в условиях локдауна. Выбор сегодня: равный доступ к технологиям излечения или социальная сегрегация. Ф.Г. Майленоваразвила сюжет о пандемии как катализаторе трансформации эгоизма. Пандемия может как обострять эгоизм, так и развивать чувство сопричастности. Человек сохраняет в себе человеческое через сопереживание, солидарность.

ДокладЁити Фудзии(Япония) был посвящен биополитике. Генетические исследования этнических различий, сказал он, не могут использоваться в качестве аргументов этнической неполноценности и обоснования геноцида. Гуманизм требует уважать различия между людьми. В.П. Веряскина поставила вопрос о том, в каком направлении должно развиваться общество в условиях трансформации человека в эру биотехнологий, и какие ценности мы должны культивировать для адекватного ответа на глобальные вызовы. Вызов, пока не имеющий ответа, — это возможное техногенное биологическое неравенство, вызванное разной доступностью к биотехнологиям. Оборотной стороной этого может стать генетическое неравенство людей. Возможно также использование генетического и медицинского профиля человека работодателями в целях манипулирования. Биологическая стадия НТР трансформирует капитализм в био-капитализм, нацеленный на воспроизводство не товаров, а человеческого капитала. Биологическое измерение человека становится предметом рыночных отношений. П.Д. Тищенкопродолжил тему глобальных биотехнологических вызовов. Пандемия COVID-19 показывает необходимость усиления контроля над проведением биотехнологических исследований. Ответ на биотехнологические вызовы лежит в плоскости углубления межчеловеческой солидарности. И.Р. Камалиеваосветила экзистенциально-философские аспекты доверия к врачу в современной медицине. Пандемия рождает массовые настроения страха, ставшие испытанием для патерналистской модели отношений врача и пациента. Перспективным можно считать продвижение к коммуникативной модели этих отношений.

М.А. Пронини О.Н. Раевостановились на возможностях и антропологических перспективах технологий виртуальной реальности. Внедрение новых технологий должно сопровождаться новым уровнем ответственности. В противном случае, человеку – потребителю этих технологий — не избежать своего рода «схизии», антропологического расщепления, когда человек не различает свою волю и волю манипулятора. Исследование подобных феноменов было начато при поддержке И.Т. Фролова в Институте человека РАН отечественными виртуалистами во главе с Н.А. Носовым.

И.А. Бирич посвятила доклад педагогическому аспекту антропологических изменений в эпоху цифровизации. В наше время не следует забывать о богатых антропологических традициях русской педагогики.

Е.И. Ярославцеванапомнила о важности целостного подхода к человеку, который мог бы сбалансировать инструменталистский подход к человеку, стимулируемый требованиями рынка и технологической реальности. В эпоху пандемии мы говорим об укреплении иммунитета, но не менее важен и духовный иммунитет, истоком которого является человеческое творчество.

Р.Р. Белялетдиноврассмотрел вопрос о том, как развитие биотехнологий меняет понимание субъекта. Мы – наследники новоевропейского понимания субъекта. Но концепт рационального субъекта постепенно размывается. Происходит кризис рациональной модели автономии субъекта. Поскольку автономия субъекта – один из основных принципов биоэтики, новое понимание субъекта получает биоэтическое измерение. Человек рассматривается не как целостный субъект, а как набор генетических характеристик и мутаций, подлежащих редактированию. Возникает методологическая опасность генетического редукционизма, когда характеристики человека, относящиеся к культурному и физиологическому уровням, объясняются лишь генетически. В связи с подобным генетическим детерминизмом приходится переосмысливать степень автономности рационального субъекта. В контексте когнитивного улучшения человека возникает парадокс: как совместить биотехнологическое повышение когнитивных компетенций субъекта с его способностью создавать новые компетенции. Иными словами, человек как субъект творчества не может быть превращен в функциональный придаток развивающихся биогенетических технологий.

В ходе Чтений прошла презентация трех книг. Первая из них: «Философские беседы с академиком И.Т. Фроловым» [2]. Она подготовлена Группой по изучению творческого наследия И.Т. Фролова Института философии РАН. В 1986-1989 гг. на Центральном телевидении существовал уникальный проект ежемесячных передач цикла «Философские беседы». Их организатором и ведущим был И.Т. Фролов. В телевизионных беседах принимали участие известные российские и зарубежные философы, без преувеличения – философские «звезды», а также ученые, писатели, художники, священнослужители. В центре бесед были вопросы смысла жизни человека, отношений человека и природы, глобальные проблемы цивилизации. Телепроект стал событием интеллектуальной жизни страны, вызвал широкий резонанс в обществе и впервые ввел у нас философию в публичное пространство. Сотрудники Группы по изучению творческого наследия И.Т. Фролова в результате многолетней кропотливой работы собрали и расшифровали сохранившиеся стенограммы и видеозаписи «Философских бесед». В книгу включены также документальные материалы, отклики и рецензии, позволяющие почувствовать дух эпохи перестройки.

Вторая книга – И.Т. Фролов «О человеке и гуманизме. Работы разных лет» [4]. Она была обобщением и развитием работ автора, посвященных комплексному исследованию человека в современных социально-философских аспектах, с учетом новых факторов существования цивилизации. В книге освящаются также нравственно-философские вопросы смысла человеческой жизни, ее продолжительности, смерти и бессмертия, для чего привлекаются новейшие медико-биологические данные, исторические традиции русской и мировой культуры. С момента первого издания книги прошло тридцать лет. Но ни собранный в ней материал, ни высказанные идеи не устарели. По существу, книга «О человеке и гуманизме» представляет собой настоящую «энциклопедию» человековедения, а потому может быть интересна самому широкому кругу читателей.

Третья книга: «Человек в глобальном мире: риски и перспективы» [5]. Она подготовлена по итогам предыдущих ХIХ Фроловских чтений, которые были посвящены 90-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова, поэтому вызвала особый интерес участников конференции. В центре внимания авторов книги – глобальная проблематика. В наши дни коллизии глобального экономического, экологического, геополитического кризисов влияют на повседневную жизнь каждого человека. С другой стороны, в эпоху глобализации сам человек и его будущее становится главной глобальной проблемой. В книге рассмотрены научная суть, этические основания и глобальные последствия применения новейших НБИКС-технологий. В комплексном исследовании глобальных проблем принимают участие философы, экономисты, историки, социологи, психологи, биологи, физики.

В 1989 г. в интервью членам Пагуошского движения ученых за мир И.Т. Фролов сказал: «Блага, которые мы получаем от генной инженерии – например, “зелёная революция” в сельском хозяйстве – сопряжены со страшными опасностями. Как в атомной энергетике – только ещё коварнее. Всё так может расползтись, что в один “прекрасный” день, проснувшись, мы вдруг ни одного листочка, ни одного дерева не увидим. Оказывается, что всё сожрали какие-то рекомбинантные организмы, которые выскочили из лабораторных пробирок. А потом эти организмы возьмутся за нас. Я не раз призывал учёных: давайте констатировать эти опасности не постфактум. Давайте их упреждать. Иначе будет поздно» [3]. По существу, здесь спрогнозирована ситуация, осознанная человечеством только сегодня, когда в разгаре споры о естественном или лабораторном происхождении COVID-19, а «рекомбинантные микроорганизмы» сумели все-таки «выскочить» из пробирок и «приняться за нас». И.Т. Фролов осознавал свою поразительную способность к предвидению и сравнивал свою ситуацию с пророчествами Кассандры: им не верили, пока те не сбывались. В отличие от героини мифологии, предвидения И.Т. Фролова – не мистические интуиции, а результат глубокого анализа основных тенденций развития мировой науки и планетарного социума последних столетий. Способность к прозрениям будущего – важная особенность философии и философов. Ученые ограничены горизонтом своих практических задач, политики озабочены борьбой за власть. Именно философы ставят вопросы «в принципе», выявляют сами основания бытия человека в мире и напоминают людям об их ответственности за будущее. Русский философ И.Т. Фролов в полной мере выразил эту сущностную черту философии.

Литература

1. Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М.: Наука, 2001.

2. Философские беседы с академиком И.Т. Фроловым / под. ред. Г.Л. Белкиной, ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2020.

3.Фролов И.Т.На радость или на горе? // Комсомольская правда. 1989. 27 июля.

4.Фролов И.Т.О человеке и гуманизме. Работы разных лет. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2020. (Из наследия И. Т. Фролова)

5. Человек в глобальном мире: риски и перспективы / отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И.Фролова.М.:Канон+, 2021.

Maria I. Frolova

Humanity in a New Reality: Global Biotechnological Challenges

Abstract: The article presents an overview of the International scientific conference held at the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences in November 2020 as part of the Readings in Memory of Academician Ivan Timofeevich Frolov (1929 – 1999). The conference was dedicated to the global changes in the socio-anthropological reality associated with the use of the latest biotechnologies and the consequences of the coronavirus pandemic in the modern world. The conference discussed the issues of interaction between man and technology, the upgrading of the economic structure of the world in terms of biotechnological stage of the scientific and technical revolution, anthropogenic challenges of the global ecosystem, the consequences and lessons of the coronavirus pandemic, bioethical issues of experiments on human subjects and editing of the human genome, the ethical challenges of genetic technologies in clinical practice, the problem of the status of the human embryo in embryology and genetics, state of the world in the era of global imbalances, the responsibility of modern man to the future of the planet and of the human race. During the conference three new books were presented. The book «Philosophical Conversations with Academician I. T. Frolov» includes transcripts of TV programs of the series «Philosophical Conversations» which Academician I. T. Frolov conducted on Central Television in 1986-1990. The project «Philosophical Conversations» caused a great response in the media and was recognized not only by the philosophical community but also by the general public. The book «On Man and Humanism» is a second edition of I. T. Frolov’s monograph initially published in 1991. This book once became a kind of encyclopedia of human studies and in a concentrated form contains the main results of the Soviet philosophy of man in the 1960s and 1990s. The book «Man in the Global World: Risks and Prospects» is based on the results of the XIX Frolov readings which were dedicated to Academician I.T.Frolov’s 90-th birth anniversary. In the book man and his future are thought of as the main global problem. The scientific essence, ethical grounds and global consequences of the use of the latest NBICS technologies are considered and the way the collisions of global economic, environmental, and geopolitical crises affect the daily life of each person.

Keywords: new reality, COVID-19, bioethics, global problems, philosophical anthropology, I. T. Frolov

References

1. Akademik Ivan Timofeevich Frolov: Ocherki, Vospominania, Izbrannye Stati [Academician Ivan Timofeyevich Frolov: Essays. Memories. Selected articles]. Moscow: Nauka publ., 2001.

2. Filosovskie Besedy s Akademikom I.T. Frolovym [Philosophical Conversations with Academician I. T. Frolov]. Ed. by G. L. Belkina, ed. — comp. by M. I. Frolova. Moscow: Kanon+ publ.; ROOI «Rehabilitation»publ., 2020.

3.Frolov I. T.Na radost ili na gore? [For joy or for sorrow?] // Komsomolskaya Pravda. 1989. July 27.

4.Frolov I. T.O Cheloveke I Gumanisme. Raboty raznykh Let [On Man and Humanism. Works of Different Years]. Ed. 2. Moscow: LENAND, 2020. (From the legacy of I. T. Frolov)

5. Chelovek v Globalnom Mire: Riski I Perspektivy [Man in the Global World: Risks and Prospects]. Ed. by G. L. Belkina; ed. — comp. by M. I. Frolova. Moscow: Kanon+ publ, 2021.